Упражнения в бассейне для детей
Briz2012.ru

Народный портал

Упражнения в бассейне для детей

Комплекс упражнений в воде для обучения плаванию детей дошкольного возраста

Цель: приучить детей передвигаться друг за другом, без страха воды.

Дети в воде, встают друг за другом вдоль бортика.

По команде «Лодочки», поплыли!» дети передвигаются друг за другом, разгребая воду руками, как веслами. «Лодочки» двигаются сначала медленно, потом быстро.

Цель: совершенствовать умение делать выдох в воду.

Дети строятся по парам, друг напротив друга, берутся за руки.

Поочередно приседая, дети погружаются в воду с головой, совершая выдох в воду. Каждый делает 3-4 выдоха в воду.

Цель: развивать умение скольжения с опущенной головой в воду.

Принять упор лежа. Слегка оттолкнуться вверх, проводя руки назад до бедер, пытаться скользить вперед, с опущенной головой в воду.

Цель: научить детей погружаться в воду с головой, задерживая дыхание.

Пара детей стоят друг напротив друга, держаться за руки, остальные перед ними поочередно проныривают под мостом. Затем, когда все дети пронырнули, первые два ребенка, выполнившие упражнение образуют мост и упражнение повторяется.

Цель: развивать умение задерживать дыхание под водой.

Присев, руками обхватить голени, подбородок держать на поверхности воды. Сделав глубокий вдох, задержать дыхание, погрузить под воду – коробочку закрыли.

Упражнение «Катание на досках».

Цель: побороть страх воды, свободно плавать на простом плавательном средстве.

Произвольно принять лежачее положение на доске и прокатиться на ней, как на лодочке, гребя при этом руками как веслами.

Упражнение «Дровосек в воде».

Цель: уметь погружаться в воду, задерживая дыхание.

Дети принимают исходное положение – ноги врозь, руки вверху соединить вместе. Сделать наклоны вперед, задерживая дыхание, опустить руки и голову в воду, через 2-3 секунды выдохнуть в воду и принять исходное положение.

Цель: развить умение произвольно изменять амплитуду и темп движений ног; согласовывать движения рук и ног.

Дети образуют круг на расстоянии вытянутых рук, затем принимают исходное положение «упор сзади, лежа на спине, ногами внутрь круга». По команде инструктора дети попеременно двигают ногами, как при плавании кролем на спине. Меняются темп и размах движений ног. По команде инструктора «Большой фонтан» движения выполняются быстро и наибольшей амплитудой. По команде «Средний фонтан» движения замедляются. По команде «Малый фонтан» – выполняются мелкие и частые движения ногами, образуют пену.

Упражнение «Покажи пятки».

Цель: упражнять умение погружаться под воду, задерживая дыхание.

По команде инструктора дети, сделав глубокий вдох, нырнув, пытаются достать свои пятки.

Цель: развить навык детей погружаться в воду с головой несколько раз подряд.

Дети в парах берутся за руки, стоят друг напротив друга. Поочередно приседая, погружаются в воду с головой. Каждый делает погружение 4-5 раз.

Цель: совершенствовать умение делать выдох в воду.

Дети в парах берутся за руки, друг напротив друга. Поочередно приседают, погружаясь в воду с головой, делают выдох в воду. Каждый делает 3-4 выдоха в воду.

Цель: развивать умение оставаться под водой с открытыми глазами.

Сделать глубокий вдох, задержать дыхание и погрузить под воду с открытыми глазами. Сильно согнув ноги, обхватить руками голени и подтянуть колени к груди, голову наклонить как можно ближе к коленям. В таком положении «поплавком» всплыть на поверхность воды. Плавать, не меняя положения. Посчитать до 8. Затем встать на дно.

Цель: свободно лежать на воде.

Сделав глубокий вдох, задержав дыхание и, наклонившись вперед, свободно лечь на воду. Тело вначале немного погружается, затем всплывает. Лежать в воде без движений.

Цель: развивать умение владеть своими движениями в воде.

В скольжении делать повороты с груди на спину и наоборот.

Цель: научить выполнять волнообразные движения при скольжении по воде.

Дети в исходном положении для скольжения, делают вдох, ложатся на воду и плывут, делая волнообразные движения телом.

Цель: свободно передвигаться по воде.

Дети ходят по дну бассейна, при этом высоко поднимают ноги, чтобы ступня оказывалась над поверхностью воды. Ходить по дну, перешагивая поверхность воды.

Упражнение «Морской конек».

Цель: совершенствовать движения, совершаемые под водой, упражнять в погружении под воду.

Задержав дыхание, дети погружаются под воду, делают прогиб назад и руками захватывают голени ног. Задача – как можно дольше продержаться в этом положении.

Упражнение «Морская звезда».

Цель: развивать навыки задержки дыхания, лежать на воде, выпрямлять руки и ноги во время выполнения упражнения.

Дети выполняют «Медузу», затем подтягивают руки и ноги к поверхности воды и выпрямляют их, потом лежат на воде с задержкой дыхания.

Цель: освоить безопорное положение в воде; развивать навыки ориентировки в воде.

Во время скольжения дети «ввинчиваются» в воду, безостановочно переворачиваясь вокруг оси своего тела – на один бок, спину, другой бок, грудь и так далее. При этом нужно стараться продвинуться вперед как можно дальше. Побеждает тот, кто проплывет в скольжении дальше всех.

Картотека игр и упражнений в бассейне

надежда пермякова
Картотека игр и упражнений в бассейне

Октябрь Задачи:

Создать условия для участия гиперактивных детей в играх. Корригировать эмоциональную сферу через игровые формы работы. Развивать навыки концентрации и объема внимания.

Игры:

1. «Водолазы» Игроки по очереди ныряют, доставая предметы со дна. Выигрывает тот, кто достанет больше всех предметов за один раз.

2. «Карлики – Великаны» Дети стоят по пояс в воде. По сигналу: «Карлики!», игроки присаживаются на корточки. После команды: «Великаны!» участники подпрыгивают вверх. Команды ведущий дает вразнобой и с возрастающей скоростью, поэтому очень важна внимательность. Те, кто ошибаются, выбывают из игры. Побеждает самый внимательный игрок.

3. «Мяч за черту» Игроки двух команд входят в воду и выстраиваются у противоположных бортиков бассейна лицом к сере-дине. Бортик является для них в игре линией дома, который они защищают. Тренер бросает мяч на середину между командами. Игроки плывут к нему и, завладев мячом, начинают перебрасывать между собой, стараясь не отдать его противнику. Задача состоит в том, чтобы приблизиться к дому противника и коснуться мячом бортика бассейна. Игра длится 10 минут. Выигрывает команда, сумевшая большее числа раз коснуться мячом дома противника.

4. «Качели» Задача игры: приучить детей двигаться по кругу, не бояться воды. Дети становятся в круг и берутся за руки, по сигналу начинают движение по кругу, хором произносят: «Еле-еле, еле-еле закружились карусели, а потом, потом, потом – Все бегом, бегом, бегом!» Дети бегут по кругу. Затем тренер произносит: «Тише, тише, не спешите, карусель остановите!

Раз-два, раз-два вот и кончилась игра».

Ноябрь Задачи: Познакомить учащихся с техникой командной игры. Развивать координацию и тактические навыки. Познакомить с различными техниками плавания.

Игры:

1. «Пятнашки» Игра представляет собой аналог салочек. Участники становятся в круг. «Вода» по сигналу ведущего пытается осалить тех, кто не успел нырнуть под воду. Осаленный участник сам становится «водой».

2. «Дельфины» Пластмассовые обручи связывают друг с другом, чтобы образовалась дорожка из 6-10 обручей. Игроки вы-страиваются в колонны. По сигналу первый в колонне подныривает под первый обруч, а другой обруч преодолевает сверху. Таким образом, то ныряя, то скользя по поверхности, игрок преодолевает всю дорожку. Достигнув противоположного бор-тика, игрок поднимает вверх лежащий там флажок. Это сигнал второму игроку начать движение вперед. Тренер и помощники следят, чтобы дорожка преодолевалась правильно. Победа за-считывается команде, закончившей игру первой при наименьшем числе ошибок.

3. «Морской бой» Игра в парах. Участники брызгают водой в партнера. Выбывают те, кто первыми станут вытирать руками лицо или поворачиваться к «противнику» спиной.

4. «Собачки» Минимальное количество детей – 4 человека. Участники переправляют по воде друг другу мячик. «Собачка» пытается перехватить мяч. Как только «собачка» захватив встает на место того игрока, которому был послан мяч.

Декабрь Задачи: Познакомить учащихся с техникой нырков. Формировать представления о разных способах плавания.

Игры:

1. «Морской бой» Игра в парах. Участники брызгают водой в партнера. Выбывают те, кто первыми станут вытирать руками лицо или поворачиваться к «противнику» спиной.

2. «Буря в море» Участники располагаются в колонну по одному человеку в определенном месте водоема. По распоряжению «начинается буря» все разбегаются в различных направлениях – «убегают от волн». По команде «Буря утихла» игроки занимают начальное положение.

3. «Эстафета вплавь»

Январь Задачи: Коррекция эмоциональной сферы через игровые формы работы. Вырабатывать навыки разных способов плавания.

Игры:

1. Кто быстрее?» По сигналу забежать – выбежать из воды. Тот, кто первым окажется на берегу, победил.

2. «Парное плавание» Один из играющих плывет на груди работая руками, другой, держась за его вытянутые ноги, плывет с помощью одних ног. Между несколькими парами можно провести состязание по плаванию на скорость.

3. «Караси и карпы» Глубина воды по пояс. Дети становятся в две шеренги спиной друг к другу. Одна шеренга – караси, другая – карпы. Расстояние между шеренгами 0,5 – 1 м., для каждой шеренги заранее намечается направление, в котором надо бежать. Тренер в произвольном порядке называет команду (шеренгу). Названная команда (шеренга) бежит в указанном направлении. Дети другой команды (шеренги) поворачиваются и догоняют убегающих, стараясь дотронуться до них рукой. Ребенок, которого коснулись рукой, останавливается. По сигналу преподавателя все останавливаются, возвращаются на

прежние места, и игра начинается сначала.

4. «Искатели сокровищ» Тренер опускает на дно бассейна несколько предметов, которые будут хорошо видны с поверхности. Участники по очереди ныряют за «сокровищами». Победителем становится тот, кому за один раз удалось достать больше предметов.

Февраль Задачи: Развивать навыки концентрации и объема внимания. Формировать умения самоконтроля.

Игры:

1. «Бой всадников» Глубина по грудь. В игре принимают участие 2 команды. В каждой команде половина играющих «кони», вторая половина – «всадники». «Всадники» взбираются на «ко-ней» и садятся им на плечи. По сигналу руководителя обе команды сближаются и начинают «сражение». Каждый «всадник» старается стащить соперника в воду. В разгар сражения тренер подает второй сигнал, и борьба прекращается. Выигрывает команда, в которой больше «всадников» удержится на «коне».

Читать еще:  Упражнения для укрепления спины

2. «Рыбаки» Трое рыбаков, взявшись за руки имитируют невод и ловят рыбешек. Пойманной считается рыбка, вокруг которой сомкнут круг. Рыба пополняет ряды рыбаков.

3. «Буря в море» Участники располагаются в колонну по одному человеку в определенном месте водоема. По распоряжению «начинается буря» все разбегаются в различных направлениях – «убегают от волн». По команде «Буря утихла» игроки занимают начальное положение.

4. «Кто дальше» Глубина по пояс. Задача игры: Научить детей ложиться на воду. Играющие, повернувшись лицом к берегу, по команде тренера делают вдох, с силой отталкиваются ногами ото дна и, вытянув руки вперед, «скользят» по воде к берегу. Побеждает тот, кто проскользил дальше.

Март. Задачи: Коррекция эмоциональной сферы через игровые формы работы. Развивать навыки концентрации и объема внимания. Формировать умения самоконтроля.

Игры:

1. «Кто быстрее?» По сигналу забежать – выбежать из воды. Тот, кто первым окажется на берегу, победил.

2. «Рыбаки» Трое рыбаков, взявшись за руки имитируют невод и ловят рыбешек. Пойманной считается рыбка, вокруг которой сомкнут круг. Рыба пополняет ряды рыбаков.

3. «Эстафета вплавь» В 10 – 15 м от берега устанавливаются 2 флажка на плавающих буйках на расстоянии 1-2 м один от другого. Команды выстраиваются в колонны по одному у самой воды, каждая команда против своего флажка. По сигналу тренера первые номера каждой команды входят в воду и плывут к своему флажку; коснувшись флажка, они возвращаются к своей команде. Очередной участник эстафеты начинает свой этап после того, как его руки коснется приплывший товарищ. Выигрывает команда, пловцы которой раньше закончат эстафету.

4. «Морской бой» Игра в парах. Участники брызгают водой в партнера. Выбывают те, кто первыми станут вытирать руками лицо или поворачиваться к «противнику» спиной.

Картотека артикуляционных упражнений Совершенствовать речедвигательный аппарат ребенка, тренировать его дыхательную систему. 1. Артикуляционная гимнастика. Цель упражнения.

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи в разных возрастных группах в детском саду. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи в разных возрастных группах в детском саду Дидактические игры и упражнения для.

Картотека игр и упражнений для развития речевого дыхания Для развития речи очень важно правильное дыхание. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Решающее значение для.

Картотека игр и упражнений для тренировки правильного дыхания «Понюхай цветок». Цель: развитие глубокого вдоха и правильного выдоха, закрепление представлений по теме «Цветы». Оборудование: бумажные.

Картотека игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей 5–7 лет Тема: «Детский сад» 1. Словарь: группа, участок, кухня, физкультурный зал, музыкальный зал, кабинет логопеда, кабинет медсестры, прачечная,.

Картотека игровых технологий, игр, упражнений, заданий по развитию логико-математического мышления у старших дошкольников Картотека игровых технологий, игр, упражнений, заданий по развитию логико-математического мышления. Воспитатель Шульженко Н. В. Игровая.

Картотека коммуникативных игр и упражнений Картотека коммуникативных игр и упражнений: Коммуникативные игры: 1) Игра «Секрет». Цель: умение находить общий язык со сверстниками,.

Картотека упражнений по фитбол-гимнастике Картотека упражнений по фитбол-гимнастике Цель: развивать у детей гибкость, силу, вестибулярный аппарат; совершенствовать функцию равновесия.

Психосоматическая гимнастика Картотека игр и упражнений. Картотека игр и упражнений. КОТЕНОК И. П. – произвольное. Взрослый. Представим, как мы превращаемся в котенка. Котенок лежит на коленях.

Упражнения в бассейне для детей раннего возраста


Дети, регулярно выполняющие упражнения в воде, меньше болеют и легче переносят любые нагрузки. Занятия в бассейне можно начинать почти с самого рождения малыша. Но даже если с ребенком не занимались плаванием в грудничковом периоде, водные процедуры полезно получать и после первого года жизни.

Только важно это делать при полном понимании физиологии малыша. Давайте разбираться подробно.

Польза бассейна для детей

Неврологи, ортопеды, иммунологи, педиатры единодушно высказываются о пользе водных упражнений для детей, в том числе и младенцев.

Доводы врачей о пользе бассейна для детей:

    Занятия в воде помогают быстрее справиться с неврологическими проблемами у грудничков.

Упражнения в воде – это отличное закаливание для молодого организма.

Плаванье улучшает работу сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата.

Ребенок, регулярно посещающий занятия в бассейне, имеет более сильные и развитые мышцы.

У детей развивается гибкость, что обеспечивает их гармоничное физическое развитие.

Занятия плаванием уменьшают агрессию, так как вода способствует снятию стресса и расслаблению.

  • Плаванье относится к одному из самых безопасных видов физической активности. В воде расслабляется позвоночник, что благоприятно сказывается на его состоянии.
  • Полезно знать

    Наиболее экономичными бассейнами при учете таких параметров, как стоимость — объем оказываются прямоугольные каркасные бассейны. Для дачи это лучший вариант.

    Ну а самые экономичные бассейны — самодельные. И в постройке их нет ничего сверхсложного. Подробности — здесь.

    Противопоказания и общие рекомендации для посещения бассейна

    Существует два варианта посещения бассейна ребенком:

    1. Индивидуальные занятия с тренером. Мама может находиться рядом с чадом, чтобы подбадривать и развлекать. Ребенку для занятий понадобится справка от педиатра и анализ на гельминтоз. Минус способа – не все дети готовы выполнять упражнения с незнакомым человеком, требуется время на адаптацию.

    2. Групповые занятия с одним из родителей. Инструктор направляет движения и дает рекомендации, а родитель непосредственно обучает плаванию. Для этого варианта понадобятся дополнительные справки для взрослого (дерматолог, терапевт и анализ на гельминтоз).

    Для посещения бассейна необходимо подготовить следующие принадлежности:

    • прилегающее белье для купания,
    • специальные трусы для малышей,
    • шапочка для взрослого,
    • мыло,
    • мочалка,
    • полотенце,
    • сменная обувь.

    При очевидной пользе плавания для детей любого возраста, нельзя забывать об имеющихся противопоказаниях. К ним относится:
    1. Вирусные инфекции и инфекционные заболевания кожи.
    2. Заболевания, протекающее в острой форме.
    3. Сердечная и почечная недостаточность.
    4. Аллергии, например на хлор.
    5. Врожденный порок сердца, судороги.
    6. Кишечное расстройство.

    Бассейн для грудных детей

    Водная среда естественна для детей грудного возраста, поскольку в течение девяти месяцев малыш плавал в околоплодных водах. Не зря трехмесячные малыши удивляют способностями к плаванию. Начинать обучение плаванию можно в возрасте трех недель. Важно, чтобы к этому моменту зажила пупочная ранка. Знакомство с водой стоит начать с ванны, занятия в бассейне рекомендованы с двухмесячного возраста.

    Упражнения для грудничков:

    1. Начало занятия – вертикальное погружение воду. Несколько раз опустите и поднимите малютку.

    2. Кроха лежит в воде на животике, а родители аккуратно поддерживают его за подбородок. Тело должно быть полностью опущено в воду, на поверхности находится только головка.

    3. Малыш продолжает лежать на животике. Перед ним плавает игрушка, нужно постараться ее догнать. «Догоним наш кораблик, быстрее, плывем». Придерживая кроху за подбородок, догоняем игрушку. Скорость заплыва постепенно увеличивается.

    4. Если малыш уже освоил прямое плавание, стоит разнообразить занятия. Придерживая малыша, начинайте водить его по кругу, восьмеркой. Оценивайте реакцию младенца, если малышу нравится, то скорость можно увеличить. Некоторым деткам ближе медленный темп движений.

    5. Подплываем к бортику ванны или бассейна и упираемся в него ножками ребенка. Малыш рефлекторно начинает отталкиваться, в это время нужно дать речевой сигнал и поплыть.

    6. Придерживая ребенка в воде за подбородок, осторожно раскачивайте его. Вперед, назад. При движении вперед тело показывается из воды, при движении назад возвращается обратно.

    По данным медиков у занятий в воде практически отсутствуют негативные проявления в виде растяжений мышц, болей в суставах и других подобных явлений.

    Следующий этап обучения плаванию грудничков – ныряние. Рекомендуется проводить его под наблюдением инструктора, но подготовку можно начать самостоятельно.

    Обучение нырянию:
    1. Даем речевой сигнал: «Ныряем!» и легко дуем на личико ребенку. Малыш закроет глаза и задержит дыхание. Упражнение нужно повторять в течение 10 дней.

    2. Даем речевой сигнал: «Ныряем!» и плещем в личико водичкой, обязательно сверху вниз. Когда навык освоен, рекомендуется начинать занятие в бассейне под руководством тренера.

    Бассейн для ребенка 1,5- 2 года

    Упражнения можно выполнять и в ванной, но в условиях бассейна больше возможностей для правильного выполнения.

    1. Ребенок садится на бортик и активно начинает бултыхать ножками. Еще один вариант – родители придерживают малыша на животе, а он активно двигает ножками.

    2. Ребенок должен собрать разложенные на дне бассейна игрушки. При этом глубина должна быть малышу не выше подбородка. Упражнение помогает справиться со страхом воды. Помочь избавиться от страха можно и легко брызгая ребенку в лицо водой.

    3. Держа ребенка за туловище в воде, необходимо его покачивать. Ноги малыша ровные, они не должны доставать до дна. Покачивание дает возможность малышу ощутить, что на воде можно лежать и удерживаться.

    4. Стоя по пояс в воде, ребенок делает ладошки лодочкой и начинает движения руками в стороны. Малыш может толкать воду вперед и назад.

    5. Опускаем ребенка в воду и, держа за руки, начинаем его раскачивать по кругу или маятником. Этим забавным упражнением можно закончить комплекс или развеселить кроху, когда он расстроен.

    Упражнения для детей 2-3 лет

    Дети в этом возрасте иногда боятся воды, поэтому следует не настаивать на упражнениях, а проявить терпение. После периода адаптации дети полюбят воду и упражнения. После двух лет малышам важен социум и общение с другими детьми, можно устроить коллективные занятия или веселую игру в воде.

    Читать еще:  Бубновский упражнения от гипертонии

    Упражнения:
    1. Ребенок набирает в руки воду и пытается держать ее так, чтобы она не утекала. В воду можно опустить личико и пускать пузырьки, пытаясь при этом набрать воздуха и удерживать его.

    2. Пусть малыш наберет как можно больше воздуха и пытается дуть на водичку. Предложите карапузу побыть ветерком или дуть на воображаемую свечку. Можно дуть на игрушку в воде, все сильнее отгоняя ее на расстояние.

    3. Пусть ребенок изобразит маленького бегемота, опустившись в воду с головой, оставив только глаза. Можно изобразить пеликана, ловящего рыбку. Пеликан опускает голову в воду и смотрит на рыбку.

    Полезно знать

    Конечно же, плавание полезно не только детям, но и людям всех возрастов. Так например, предлагаем Вашему вниманию комплекс упражнений для похудения в бассейне. Попробуйте!

    А еще давайте вспомним о пользе для дыхательной системы, нервной системы, позвоночника, для других органов человека.

    Рекомендации СанПиН об оптимальной температуре воды можно найти по адресу https://izbasv.com/health/temperatura-vody-v-bassejne.html.

    Упражнения для детей 4–6 лет

    Детей постарше привлекают занятия воде, упражнения выполняются охотно и с удовольствием.

    Упражнения:
    1. Ребенок обхватывает в воде коленки и подтягивает их к груди. Голова при этом наклоняется к коленям. Сила воды вытолкнет ребенка вверх спиной. Нужно как можно дольше продержаться в таком положении.

    2. Малыш пытается удержаться на воде в форме морской звезды. Главное, не задерживать дыхание, иначе тело начнет погружаться вниз.

    3. Задержав дыхание, лечь лицом в воду, широко расставив руки и ноги. Нужно продержаться так небольшое время.

    4. Ребенок отталкивается от дна бассейна и прыгает вверх или вперед, вытянув руки перед собой. Можно поиграть в дельфина, акулу, русалку или спасателя.

    После упражнений в бассейне

    Детям раннего возраста нужно расслабиться после бассейна и восстановить дыхание. Тело получило необходимую нагрузку, малышу нужно отдохнуть.

    Грудничка можно положить на пеленку и дать самостоятельно обсохнуть. Это поднимет иммунную систему и положит начало закаливанию. Однако делать это нужно аккуратно, опираясь на температурный режим помещения. Специалисты рекомендуют кормить грудничка после купания через 15 или 20 минут, так как он наглотался воды.

    От детей постарше нельзя требовать немедленных результатов. Для любого процесса обучения нужно определенное время. Замечательно, если ребенок будет получать от упражнений позитивные эмоции. С малышом нужно заниматься не реже 2 дней в неделю.

    Согласно проведенным медицинским исследованиям пони жение температуры воды в бассейне до +18-20 градусов является прекрасным профилактическим средством от развития атеросклероза и гипотонии.

    Картотека игр и игровых упражнений для занятий в плавательном бассейне
    картотека по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

    При планировании образовательной деятельности с дошкольниками в плавательном бассейне я использую картотеку с играми и игровыми упражнениями, стихами. Это значительно упрощает процесс планирования и экономит время. Все игры взяты из книги для воспитателей детского сада и родителей “Обучение плаванию в детском саду”. Авторы: Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л.Богина

    Скачать:

    Вложение Размер
    igry_vyrabatyvayushchie_i_zakreplyayushchie_plavatelnye_dvizheniya.docx 126.78 КБ
    igry_obuchayushchie_dyhaniyu.docx 119.17 КБ
    igry_sposobstvuyushchie_vyrabotke_navyka_lezhaniya_na_vode.ya_.docx 119.01 КБ
    kartoteka_igry_po_oznakomleniyu_so_svoystvami_vody.docx 123.09 КБ
    kartoteka_igry_sposobstvuyushchie_navyku_skolzheniya.docx 120.21 КБ
    kartoteka_igry_obuchayushchie_pogruzheniyu_i_vsplytiyu-_kopiya.docx 130.51 КБ
    kartoteka_priemy_samomassazha.docx 122.7 КБ
    kartoteka_relaksatsionnye_uprazhneniya.docx 124.21 КБ
    kartoteka_fizminutok.docx 36.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ДЕТСКИЙ САД № 14 «УМКА»

    Игры вырабатывающие и закрепляющие

    Инструктор ФК (плавание)

    1. “Гонка катеров”

    Участники делятся на 2-4 команды, в руках все дети держат пенопластовые доски.

    Первые номера, держась за доски, работая ногами, плывут к своим ориентирам и обратно. Затем доску принимают вторые номера и т.д.

    Правила: держать доску надо за ближний к себе край так, чтобы большой палец держал доску снизу, а остальные четыре пальца – сверху. Руки должны быть на ширине плеч. Побеждает команда, раньше других закончившая игру. Команды должны быть уравновешены по силам. Перед занятием на воде надо повторить движения ног в плавании в спортивном зале:

    Варианты: для усложнения можно использовать сочетание работы ног с дыханием. Если при плавании кролем на груди две руки держат доску, то вдох делается вперед. Вдох надо делать очень быстро, руки при этом не сгибаются, а плечи не поднимаются, движение совершает только шея, которая поднимает голову над поверхностью воды. Вдох надо делать на один счет, а выдох на 4-6 счетов; также выдох можно делать на протяжении 6-10 движений ног. Это приучает детей к правильному соотношению времени на воду, голову опустить в воду и выполнить определенное количество движений руками кролем или брассом в сочетании с дыханием или без. В брассе вдох выполняется вперед, а в кроле – в сторону.

    Дети стоят на дне, держась руками за борт бассейна (за лесенку или за сливной канал чуть ниже борта).

    По сигналу руководителя дети поднимают ноги к поверхности воды и начинают выполнять ими плавательные движения кролем в различном темпе, для чего руководитель дает команды: “больше брызг!”, “меньше брызг”, “без брызг”. Ноги должны работать почти прямые, носочки ног оттянуты, пятки немного разведены, а большие пальцы ног рядом друг с другом. Если выполняются движения ногами на спине – колени высовываться на поверхность воды не должны, в то время, как стопы работают под самой поверхностью воды и иногда даже пальцы ног могут появиться над водой.

    Правила; нельзя прекращать движения без команды, вытирать лицо, закрывать глаза. Начинать упражнение рекомендуется с положения на спине, т.к. дети смогут видеть свой фонтан. Продолжительность игры полторы-две минуты. Рекомендуется следить за техникой выполняемых движений и вносить своевременные исправления.

    Играющие плывут кролем на груди, при помощи ног, руки вытянуты вперед.

    По сигналу (свисток), играющие должны развести руки в стороны-вниз, сгруппироваться, сделать кувырок вперед, выйти на поверхность воды и продолжать плавание в прежнем направлении.

    Правила: глаза в воде не закрывать, соседей не толкать.

    Дети сидят на борту бассейна (если борта не подогреваются, то сидеть надо на пенопластовой доске).

    Ноги надо опустить в воду и делать движения расслабленными стопами вверх-вниз, поднимая брызги (как от мотора катера). Надо следить, чтобы дети оттягивали носочки и работали почти прямыми ногами, стопы должны быть развернуты немного вовнутрь – большие пальцы ног почти соприкасаются, а пятки на расстоянии 5-10см друг от друга. У лучшего “мотора” должно быть не только много брызг, но и правильное положение “лопастей” (ног).

    По команде, играющие отталкиваются от борта бассейна и после непродолжительного скольжения на груди или на спине, делают попеременные движения руками (как мельница), стараясь доплыть до определенной отметки. Побеждает тот, кто раньше других преодолеет заданное расстояние.

    Правила: при движениях руками ноги должны быть выпрямлены, но не напряжены. При плавании на спине дыхание произвольное. Плавание на груди выполняется с задержкой дыхания. Предварительно, в зале, выполнить гимнастические упражнения имитирующие плавательные движения рук. Необходимо следить за техникой движений, выполняемых детьми. Если детей обучает плаванию не специалист, то предварительно надо обязательно изучить технику плавания различными способами.

    Игроки находятся на глубокой части бассейна рядом с бортом.

    Играющие находятся в воде в вертикальном положении, поддерживая себя на поверхности с помощью круговых гребков рук по поверхности воды (ладошки направлены вниз и опираются на воду)и работы ног брассом. По команде играющие поднимают кисти над поверхностью воды, продолжая движения ногами брассом. Выигрывает тот, кто дольше продержится на воде с поднятыми кистями, работая ногами брассом. Когда игрок устанет он может или принять горизонтальное положение в воде или взяться руками за борт бассейна, который должен быть рядом.

    Варианты: ногами можно работать одновременно или поочередно

    Играющий принимает положение на груди, ноги работают кролем, руки вращаются под грудью, подражая круговому движению лопастей колесного парохода.

    Упражнение можно выполнять на перегонки, а можно на выявление самого “техничного парохода”, т.е. такого, который будет правильно работать и руками и ногами.

    Игроки ложатся животом на пенопластовые доски.

    По команде дети плывут любым способом (удобнее всего ноги – кролем, а руки брассом или кролем) наперегонки на определенное расстояние, стараясь удержаться на доске.

    Правила: если игра проводится как эстафета при падении с доски игрок обязан сразу лечь на нее обратно. Выигрывает та команда, которая быстрее проплывет нужную дистанцию.

    9. “Хрустальные шары”

    Дети стоят на дне у борта бассейна. На расстоянии двух метров от них на воде находятся плавающие предметы (мячи, игрушки, пенопластовые доски и др.) – это “хрустальные шары”

    Оттолкнувшись от борта, ребёнок скользит под водой, выполняя движения ногами кролем. “Хрустальный шар” не разобьется, если играющий проплыл под ним, на задев его.

    Правила: глаза в воде должны быть открытыми. Ребёнок, разбивший шар получает штрафное очко. Выигрывают те, кто набрал наименьшее количество штрафных очков.

    Участники разбиваются на пары, второй участник берет первого за щиколотки (оба ребёнка лежат на воде).

    По команде “гусеницы” отправляются в путь. Первый игрок работает руками, а второй ногами. Способ плавания может быть любой, например: оба игрока плывут одним стилем (лучше всего плыть кролем на спине или животе, так как при движении ногами брассом движения получаются рывковые и пары могут распадаться)

    Правила: нельзя отпускать ноги первого игрока, игрок, работающий руками должен держать ноги вместе и не делать ими никаких движений. Держать ноги партнера можно только за голеностопные суставы, а не за пальцы или пятки. Выигрывает пара первой дошедшей до оговоренного места и не совершившая нарушений правил.

    11. “Борьба за мяч”

    Игроки находятся на глубокой части бассейна. Площадь игрового поля небольшая и огорожена натянутыми дорожками (веревочными канатами с пластмассовыми кольцами) чтобы уставший игрок мог отдохнуть взявшись за борт или за дорожку.

    Играющие делятся на две команды; одевают шапочки разного цвета.

    Руководитель бросает мяч на середину бассейна. Игроки каждой команды стараются завладеть мячом. Игроки, захватившие мяч, перебрасываются им между собой. Другая команда старается перехватить мяч.

    Правила: нельзя вырывать мяч из рук противника, топить и хватать друг друга. Руководитель должен уравновесить силы команд, так как при явном преимуществе одной из них, интерес к игре быстро ослабеет.

    Варианты: руководитель может задать любой способ передвижения в воде.

    12. “Соревнования с яйцом”

    Играющие становятся в ряд на расстоянии двух-трех метров друг от друга. На расстоянии одного метра перед собой кладут яйцо, содержимое из которого предварительно удалено, отверстие заделано замазкой (вместо яйца можно использовать шар для настольного тенниса).

    По сигналу соревнующиеся плывут к финишной линии, гоня впереди себя яйцо и не задевая его руками (разрешается дуть, гнать волной и т.д.). Выигрывает тот, кто первый доплывет до финиша.

    Варианты: можно выполнять в качестве эстафеты.

    Два способа научить ребенка плавать в 6-10 лет и старше

    В этой статье я напишу про два возможных варианта научить ребенка плаванию: “экспресс” (буквально за 1-2 занятия) и “академический” (более долгое и качественное обучение).

    Внимание! Эта статья посвящена обучению детей в возрасте 6-9 лет и старше. Если Вас интересует обучение для более младшего возраста, этому вопросу у меня посвящена отдельная статья.

    Особенности школьного возраста

    В отличие от более младших ребят, начиная с 6-7 лет ребенок уже готов к обучающему процессу – готов осознанно выполнять упражнения, задания. Именно с этого возраста берут на учебу в спортшколу.

    В этой связи, здесь уже нет необходимости проводить обучение через игры (как с маленькими) и при этом можно и нужно прививать ребенку правильный стиль плавания.

    Тем не менее, и в отношении школьников задача родителя – добиться наличия у ребенка желания заниматься плаванием, то есть – заинтересовывать, а не заставлять его.

    Основы правильного плавания

    Я пишу об этом во многих статьях на этом сайте и на всякий случай повторю здесь еще раз (если вы уже читали или разбираетесь в вопросе – смело переходите к следующему разделу статьи).

    Любой человек, а особенно ребенок инстинктивно стремится задрать голову наверх – это как минимум нужно для комфортного дыхания. Напротив, опускать в воду лицо и плыть в таком положении – не очень естественное для человека действие.

    Тем не менее, правильно плавать именно с опущенным в воду лицом:

    1. Во-первых, поднятая голова нарушает баланс тела, начинают тонуть ноги и таз.
    2. Во-вторых, она мешает телу вытянуться, нарушает плавучесть.
    3. В-третьих, если говорить о длительных занятиях, то пережатые шейные позвонки и сжатые кровеносные сосуды – это как минимум не полезно для здоровья.

    Правильное положение головы в плавании кролем

    Кроме того, поскольку у нас речь идет об обучении, то учить плаванию с нуля также намного легче с опущенной головой, а не с поднятой. Опустив лицо в воду и набрав в грудь воздух, даже самый начинающий сможет звездочкой держаться на воде (а это – половина пути!), в то время как с поднятой головой начинающему будет крайне тяжело удержаться на воде.

    Методика обучения в бассейне

    Алгоритм шагов – примерно тот же, который был описан в статье для детей 3-5 лет:

    1. Учимся опускать лицо в воду и делать выдох носом (затем – также и ртом).
    2. Учимся плавать за счет работы ног (руки – с плавательной доской или стрелочкой).
    3. После того, как предыдущие шаги пройдены, подключаем руки.

    Где проводить занятия?

    Оптимальный вариант – достаточно мелкий (чтобы можно быть встать), прозрачный и теплый бассейн.

    Допустимы и занятия в открытых водоемах, но на море учебе будут мешать волны и соленая вода, а в реках и озерах вода будет непрозрачной, что нежелательно для самых первых шагов в обучении ребенка.

    С чего начать? Экспресс-вариант

    Как вариант, попробуйте с ребенком провести экспресс-обучение по методике, которую предложил тренер Денис Тараканов.

    Для совсем маленьких детей она обычно не годится, но с 6-7 лет вполне можно попробовать ее применить в качестве старта.

    С помощью этой методики можно научить ребенка хотя бы как-то плыть всего лишь за одно-два занятия.

    Наглядно эта методика показана в видео самого ее автора, очень рекомендую посмотреть:

    Вот последовательность упражнений, которые нужно выполнить. Каждое упражнение делаем около 10 раз, затем переходим к следующему:

    1. В мелкой части бассейна (где можно лечь и при этом дотянуться до дна) ребенок руками опирается на дно, лицо опускает в воду, расслабляет шею – делаем так 10 раз.
    2. Делать то же самое, но дополнительно отрывать одну руку ото дна.
    3. Делать то же самое, но затем убираем одну руку, затем – вторую.

    Если ребенок сможет по 10 раз сделать каждый из этих шагов – он научился плавать! Далее уже нужно переходить на освоение полноценных кроля или брасса, об этом – чуть ниже.

    Академический вариант

    Если у Вас не получился или если Вам не нравится вышеизложенный “экспресс” вариант, то тогда учите ребенка по “академической” методике.

    В таком случае нужно делать следующие упражнения.

    Дыхание в воду

    Ребенку требуется опускать лицо в воду и производить выдох носом или ртом. Как правильно, это делается 10-15 раз в начале каждого занятия.

    Опускание головы в воду. Руки держатся за стенку бассейна.

    Плавание с доской

    Ребенок берет в вытянутые вперед руки плавательную доску и плывет за счет работы ног.

    Тело должно быть вытянутым, лицо – опущено в воду и поднимается только для того, чтобы сделать вдох (а выдох, соответственно, делается в воду).

    Выглядит это следующим образом:

    Момент выдоха Момент вдоха

    Движения ног – махи, как в кроле. Однако следите, чтобы ноги не сгибались в коленях, а работали от бедра (подробнее об этом – здесь).

    Как определить эту предрасположенность, показано в данном видео:

    На это упражнение может уйти от одного до многих занятий.

    Стрелочка

    Если ребенок хорошо освоил плавание с доской за счет ног, то он уже может проплыть по воде, вытянув руки вперед стрелочкой и работая ногами.

    Плавание стрелочкой можно давать в качестве альтернативы плаванию с доской, а затем оно выступает в качестве теста: если ребенок может проплыть стрелочкой (т.е. руки вытянуты, лицо в воде, ноги работают) – значит он прошел этот этап.

    Отталкивание, скольжение и переход к плаванию стрелочкой

    Подключение рук

    После завершения предыдущего этапа, подключаем руки.

    Здесь есть три варианта:

      Если ноги работали брассом, то руки также подключаем в этом же стиле, то есть они из вытянутого положения одновременно должны делать гребок к себе и затем выбрасываться вперед. Подробнее про то, как делать такие гребки – в этой статье.

    В этом случае нужно также следить, чтобы была координация движений ног и рук (ноги делают толчок во время выброса рук вперед).

    Для этого обычно тренеры дают такое задание: ребенок плывет с доской, делает рукой гребок и возвращает на доску, затем – повторяет этой же рукой либо делает гребок второй рукой. Постепенно, плавая с доской, он учится делать гребки кролем. Подробнее про правильную технику таких гребков читайте здесь.

    Параллельно тренируется дыхание вбок: во время гребка, когда рука идет к бедру и разворачивает грудную клетку, плечи вместе с головой поворачиваются для того, чтобы взять воздух.

    Разнообразие в упражнениях

    Выше была описана упрощенная схема – кратчайший путь в обучении ребенка плаванию.

    При этом часто тренеры дают на занятиях разные задания:

    • чередование упражнений из кроля и брасса;
    • параллельно или даже с самого начала – обучение плаванию на спине.

    Если Вы намерены основательно заниматься с ребенком – также разнообразьте занятия, чередуйте разные стили и упражнения. Если же задача – поскорее научиться, то допустимо пройти “коротким путем” к одному из трех вышеуказанных вариантов.

    Дальнейшее развитие

    Независимо от того, прошли ли вы “экспресс” вариант либо “академический” вариант, на этом этапе у ребенка еще не сформируется правильная спортивная техника – он просто научится плавать, но движения не будут оптимальными.

    Дальше нужно уже серьезно осваивать кроль на груди и на спине, брасс, по желанию можно также и баттерфляй.

    Четыре спортивных стиля

    Я убежден, что правильную технику этих стилей может поставить только тренер или опытный пловец.

    Если Вы изначально на них нацеливаетесь – то по возможности лучше с самого начала отдайте ребенка в секцию в бассейн или на индивидуальные занятия к тренеру.

    Если же такой возможности нет, то в дополнение к этой статье рекомендую ознакомиться с моими статьями по этим стилям плавания:

    Обучение подростков

    В завершение хотел бы отметить, что всё вышесказанное подходит не только для детей 6-10 лет, но и для более старшего, подросткового возраста.

    В 12-14 лет детям даже проще выполнить все те же самые упражнения, особенно в части дыхания в воду и способности держаться на воде.

    Главное – чтобы к этому возрасту не был сформирован устойчивый страх воды. Если же такой страх успел сформироваться и стал причиной того, что к подростковому возрасту ребенок все еще не плавает, то вопросу избавления от такого страха я также посвятил отдельную статью.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector